Сколько лет учатся в аспирантуре после магистратуры

Сколько лет надо учиться в аспирантуре магистру или специалисту

Сколько лет учатся в аспирантуре после магистратуры

Переход на двухуровневую систему образования повлек за собой немалую путаницу. До сих пор не во всех ВУЗах принята эта система. Поэтому аспирантом можно стать после магистратуры и специалитета. Это уравнивает шансы тех, кто учится в разных учебных заведениях.

Аспирантура нужна тем, кто хочет получить наиболее качественное образование и стать кандидатом наук в выбранной области. Уже несколько лет она является альтернативой второму высшему образованию.

Специалисты с ученой степенью после окончания учебного заведения способны претендовать на более высокие должности, а также могут вести преподавательскую деятельность, что расширяет круг возможностей выпускника.

Отличия разных ступеней образования

Двухуровневая система образования была необходима, чтобы у выпускников из России была возможность поступить в европейские или американские учебные заведения без необходимости снова прослушивать базовый курс.

Сейчас в нашей стране переходный период на эту систему. Пока еще не изменена оценка знаний (за границей она стобалльная) и не во всех ВУЗах имеется разделение на две ступени.

Поэтому уровни подготовки студентов сейчас следующие:

  1. Бакалавр – в переводе с латинского это слово означает недоучка. Эта ступень подготовки на сегодня является самой низкой. После нее нельзя поступить в аспирантуру, но уже можно работать или поехать на обучение за границу. Срок получения знаний на бакалавриате – 4 года.
  2. Специалист – человек, который отучился в ВУЗе по одной из старых программ. В этом случае провести на студенческой скамье ему предстоит 5 лет. Одним из преимуществ специалитета является возможность дальнейшего поступления в аспирантуру. При этом студент экономит целый год. В магистратуру на бюджетную основу специалисту поступить уже нельзя, так как повышение ступени считается вторым высшим образованием.
  3. Магистратура – это вторая ступень обучения по европейской системе. Благодаря ей можно получить еще одну профессию или углубить знания в выбранной специальности. После прохождения курса необходимо защитить магистерскую диссертацию, что является хорошей подготовкой к аспирантуре. Срок обучения магистра – 2 года, после чего реально стать преподавателем ВУЗа.

Чем отличается магистратура от аспирантуры

Претендовать на кандидатскую степень можно только на основе специалитета или магистратуры. Можно прекратить обучение после бакалавриата, а позже платно и заочно углубить свои знания.

Сколько лет предстоит учиться в аспирантуре

Итак, если вы ходите получить образование за границей, то можно остановиться на бакалавриате.

Если вы не планируете выезд за пределы России и хотите стать аспирантом, то стоит отучиться на специалитете.

После него, как и после магистратуры, получить звание кандидата наук и защитить диссертацию можно через 3 года, если обучение очное.

На заочном отделении обучение продлевается еще на год – аспирантам предстоит учиться 4 года. Столько придется постигать науки, если вы учитесь на юриста или по другому гуманитарному направлению.

На некоторых специальностях срок обучения превышает установленные нормативы. Они считаются наиболее сложными и связаны со следующими науками:

  • медициной;
  • высшей математикой;
  • различными отраслями химии и биологии;
  • большинством направлений физики.

Продленный срок обучения действует на большинстве направлений технических специальностей. В этом случае очно подготовиться к получению кандидатской степени можно за 4 года, а на заочном отделении обучение будет длиться 5 лет. Такие сроки действуют на технических направлениях СамГТУ и МГУ.

Насколько и в каких случаях срок обучения может быть продлен

Необходимость продления срока аспирантуры рассматривается ректорами ВУЗов и руководителями научных учреждений индивидуально. В большинстве случаев разрешается продлить срок очной аспирантуры только по медицинским показаниям:

  • необходимости отпуска по беременности;
  • при продолжительном заболевании, свыше одного месяца.

Другие варианты не предусмотрены. Если аспирант учится заочно или платно, то по усмотрению руководства учебного заведения он может продлить свое обучение. Но не стоит рассчитывать на отдых, ведь научные руководители не любят больших перерывов в работе над кандидатской диссертацией или в научных публикациях. Особенно аккуратно стоит вести себя тем, кто учится за счет бюджетных средств.

Какую стипендию получают аспиранты

Ежегодно аспиранты могут претендовать на 2 месяца отпуска, но учащиеся очно чаще всего работают в это время в приемной комиссии. В течение учебного года аспирантам предстоит вести лекции и принимать зачеты у студентов. Дело в том, что проходящие очное обучение зачастую получают дополнительную квалификацию преподавателя высшей школы.

Источник: https://college.blankbuh.ru/article/skolko-let-nado-uchitsya-v-aspiranture-magistru-ili-specialistu

Уровни высшего образования

Сколько лет учатся в аспирантуре после магистратуры

/ Обучение в России / Общая информация

© shutterstock.com

Современная система высшего образования в России построена по Болонскому принципу и включает несколько уровней образования: бакалавриат, специалитет, магистратуру, аспирантуру, ординатуру и другие.

Бакалавриат

Это законченное высшее образование. Поступать на программы бакалавриата могут обладатели образования, эквивалентного российскому среднему общему или среднему профессиональному. Учеба длится 4 года и предполагает общую фундаментальную подготовку.

По окончании студенты защищают квалификационную выпускную работу. По ее итогам выдается диплом бакалавра с присвоением квалификации («Академический бакалавр», «Прикладной бакалавр»). Документ дает право работать по профессии или продолжить обучение в магистратуре.

Специалитет

© РУДН

В отличие от бакалавриата программы специалитета ориентируют студентов на практическую работу в отрасли по выбранному направлению. На них поступают обладатели образования, эквивалентного российскому среднему общему или среднему профессиональному. Обучение длится не менее 5-ти лет.

По итогам сдачи экзаменов и защиты дипломной работы выдается диплом специалиста с указанием присвоенной квалификации (например, «Астроном», «Преподаватель», «Специалист по защите информации» и пр.).

Выпускники специалитета имеют право на профессиональную деятельность и могут продолжить образование в магистратуре или аспирантуре.

Магистратура

Позволяет углубить специализацию по выбранному направлению. На программы магистратуры могут поступать бакалавры и специалисты.

Обучение длится не менее двух лет и предусматривает подготовку студента к научно-исследовательской деятельности.

Выпускники защищают выпускную работу (магистерскую диссертацию), по итогам которой выдается диплом магистра и присваивается квалификация «Магистр».

Выпускники магистратуры имеют право на профессиональную деятельность и могут продолжить образование в аспирантуре.

© ННГУ

АСПИРАНТУРА – форма подготовки научно-педагогических кадров. В аспирантуру могут поступать выпускники магистратуры или специалитета. Обучение включает образовательную часть, педагогическую деятельность, практику, научно-исследовательскую работу.

Аспиранты выбирают научное направление, тему исследования для своей диссертации. Обучение на очной форме длится не менее 3-х лет, на заочной – не менее 4-х.

Выдается диплом об окончании аспирантуры с присвоением квалификации («Исследователь», «Преподаватель-исследователь»). По итогам защиты диссертации присваивается степень кандидата наук – первая степень, официально подтверждающая статус ученого.

Кандидаты наук допускаются к соисканию степени доктора наук (второй степени, подтверждающей статус ученого), присуждаемой по итогам защиты докторской диссертации.

АДЪЮНКТУРА – аналог аспирантуры в учебных заведениях, относящихся к Министерству внутренних дел и Минобороны России.

© КФУ

ОРДИНАТУРА – это завершающая ступень подготовки по ряду направлений в области медицины (фармацевтики). К поступлению в ординатуру допускаются обладатели высшего медицинского (или фармацевтического) образования.

Обучение длится 2 года и представляет собой сочетание углубленного изучения основ медицинских наук с практикой в медицинских учреждениях, в ходе которой студенты формируют необходимые профессиональные умения и навыки. По окончании сдается трехступенчатый квалификационный экзамен.

Выпускникам выдается диплом об окончании ординатуры и присваивается квалификация специалиста, дающая право работы в медицинских учреждениях.

АССИСТЕНТУРА-СТАЖИРОВКА – форма подготовки работников высшей квалификации в области искусств. По программам ассистентуры-стажировки могут обучаться выпускники специалитета или магистратуры в данной области.

Срок обучения не превышает двух лет и представляет собой реализацию индивидуального учебного плана под контролем научного руководителя и заведующего кафедры учебного заведения. Выпускная работа представляет собой выступление, концерт, показ, выставку, фильм в зависимости от специализации.

По окончании ассистентуры-стажировки выдается диплом о ее окончании с присвоением квалификации («Концертный исполнитель и преподаватель высшей школы»), дающий право исполнительской и преподавательской деятельности.

Российское законодательство гарантирует россиянам бесплатное получение лишь одного высшего образования (I, II, III уровней), за второе всегда приходится платить.

Иностранцы, закончившие университет за пределами Российской Федерации, могут получить второе высшее образование в российских вузах как платно, так и за счет средств госбюджета РФ (при условии успешного прохождения конкурсного отбора).

Это можно сделать в формате бакалавриата (до 4-х лет обучения), специалитета (до 6-ти лет) или магистратуры (не менее 2-х лет). Конкурсный отбор проходит на основе вступительных экзаменов. По окончании выдается диплом, подтверждающий присвоение квалификации.

Первый и второй уровни образования
Вид образованияБакалавриатСпециалитетМагистратура
Образовательный ценз при поступлении Среднее общее образование или его эквивалент Среднее общее образование или эквивалент Бакалавриат Специалитет
Сроки обучения (очная форма) 4 года Не менее 5 лет 2 года
Получаемый документ об образовании Диплом бакалавра Диплом специалиста Диплом магистра
Приобретаемая квалификация (степень) Академический бакалавр, прикладной бакалавр Специалист Магистр
Характер образования Общая фундаментальная подготовка по определенному направлению без узкой специализации Ориентировано на практическую работу в отрасли по выбранному направлению Глубокое освоение теоретических аспектов, ориентированное на научно-исследовательскую деятельность
Форма итоговой государственной аттестации Сдача государственных экзаменов, подготовка и защита бакалаврской выпускной квалификационной работы Сдача государственных экзаменов и защита дипломной работы (проекта) Сдача государственных экзаменов и защита магистерской диссертации
Дальнейшее обучение Магистратура Магистратура или аспирантура Аспирантура
Место на рынке трудаДолжности, для которых квалификационными требованиями предусмотрено высшее образование
Третий уровень образования
Вид образованияАспирантура (адъюнктура – в вузах Вооруженных Сил России и Министерства внутренних дел России)ОрдинатураАссистентура-стажировка
Образовательный ценз при поступлении Магистратура или специалитет Высшее медицинское или фармацевтическое образование Магистратура или специалитет в области культуры
Сроки обучения 3-4 года (очная), 4-5 (заочная) Не более 2 лет 2 года, только очная форма
Выдаваемый документ об образовании Диплом об окончании аспирантуры Диплом об окончании ординатуры Диплом об окончании ассистентуры-стажировки
Приобретаемая квалификация (степень) Исследователь (квалификация), преподаватель-исследователь (квалификация), кандидат наук (степень) Специалист Специалист высшей квалификации, преподаватель в высшей школе
Характер образования Образовательная часть, педагогическая деятельность, практики, научно-исследовательская работа Углубленное изучение методологических, клинических и медико-социальных основ медицинских наук; формирование умений и навыков самостоятельной профессиональной деятельности во время практики в медучреждении Индивидуальный учебный план под контролем руководителя и заведующим кафедрой высшего заведения
Форма итоговой госаттестации Три кандидатских экзамена, государственный экзамен, защита диссертации Трехступенчатый квалификационный экзамен Выпускная работа по творческо-исполнительской специальности (выступление, сольный концерт, спектакль, выставка или фильм)
Дальнейшая карьера в научной и профессиональной сфере Защита докторской диссертации Профессиональная переподготовка с целью освоения более узкой специализации, аспирантура Написание кандидатской диссертации для получения степени кандидата искусствоведения. Защита докторской диссертации
Место на рынке труда Исследовательская, аналитическая, научная деятельность в соответствии с квалификацией Работа в медицинских учреждениях по квалификации Педагогическая или профессиональная деятельность в области искусств в соответствии с квалификацией

Источник: https://studyinrussia.ru/study-in-russia/info/levels-of-education/

5 наивных вопросов о бакалавриате и магистратуре

Сколько лет учатся в аспирантуре после магистратуры

Научный руководитель факультета психологии ГУ-ВШЭ Владимир Шадриков: “Двухуровневое образование позволяет внедрять более гибкие курсы”.

Именно по такой схеме — сначала бакалавриат, а потом, по желанию, либо магистратура, либо трудоустройство — уже давно учатся студенты в западных вузах.

Когда речь зашла о том, что Россия будет вступать в Болонский процесс (а надо это для того, чтобы дипломы наших вузов признавали по всему миру), заговорили о необходимости того, чтобы и наши учебные заведения перевести на двухуровневое образование.

Эту систему депутаты Госдумы узаконили еще в конце 2007-гo. С каждым годом на нее переходит всё больше вузов.

Сколько лет надо сидеть за партой?

Программа подготовки бакалавра рассчитана на 4 года. Бакалавриат — это полноценное высшее образование.

В дипломе такого выпускника будет написано: “присвоена квалификация (степень) бакалавра по такому-то направлению”. Магистратура — это еще два года в институте.

Она предусмотрена для тех, кто хочет пойти в науку или стать преподавателем. То есть максимально углубить знания в своей области.

Тем не менее, в некоторых вузах сохранят традиционную пятилетку, или специалитет. Дипломы специалистов будут выдавать там, где есть “специальности, обеспечивающие безопасность личности и государства”. Это, к примеру, военные и инженерные учебные заведения. Свою особую систему подготовки специалистов сохранят и медицинские вузы.

Кстати, помимо такого расклада (11 классов школы — бакалавриат — магистратура), есть и другие. Например, юноша или девушка может после 9-го класса сначала поступить в колледж, а уже потом подавать документы в вуз. При этом на бакалавра потом придется учиться не четыре, а всего три года. Если в вузе молодой человек продолжит обучение по тому же профилю, что и в колледже.

Всем ли хватит мест в магистратуре?

Чтобы поступить в магистратуру, придется сдавать экзамены. Понятно, что бюджетных мест там будет меньше, чем в бакалавриате.

К примеру, в одном из крупнейших российских вузов — Финансовой академии при правительстве РФ, рассказал на недавней онлайн-конференции в “КП” ее ректор Михаил Эскиндаров, в этом году предусмотрено 570 бюджетных мест в бакалавриате (на очном отделении) и только 100 — в магистратуре.

Так или иначе, количество мест для магистров во всех вузах будет разным. Это зависит от качества подготовки, кадровых и материальных возможностей учебного заведения.

Самые талантливые молодые люди смогут учиться в магистратуре бесплатно.

Тех, кто сдаст экзамены похуже, если, конечно, хватит мест, зачислят на платное обучение. Вполне возможно продолжить учебу в магистратуре и тем, кто отучился в вузе 5 лет. Но им за это удовольствие придется платить, так как считается, что для выпускника-специалиста это уже высшее образование второго уровня.

А это нормальное образование?

У двухуровневой системы образования много противников. Некоторые уверены: бакалавры — это все равно, что недоучившиеся студенты. Представители ведущих вузов, которые перешли на новую систему подготовки не дожидаясь, появление закона, с этим не согласны. Среди передовиков — и “бауманка”, и РУДН, и МГИМО.

Профессор, научный руководитель факультета психологии Высшей школы экономики Владимир Шадриков в интервью “КП” отметил, что двухуровневое образование позволяет внедрять более гибкие курсы.

К примеру, на факультете психологии “вышки” на одну бакалаврскую программу приходятся три узкоспециализированные магистерские.

Плюс и в том, что система “бакалавриат — магистратура” позволяет нынешним студентам гораздо раньше задуматься о карьере.

Причем без ущерба для учебы. Подтверждает это и международный опыт: почти 80 процентов выпускников американских вузов выходят из стен альма-матер с дипломом бакалавра.

Что думают работодатели?

Многие папы и мамы нынешних абитуриентов сомневаются, стоит ли отдавать любимое чадо в бакалавриат. Найдет ли потом молодой человек с таким образованием престижную работу? Директор по маркетингу и PR-группы компаний HeadHunter считает по-другому:

— Для работодателя важно, прежде всего, высшее образование как таковое. Публикуя вакансию, мало кто указывает: “требуются магистры” или “требуются бакалавры”. В то же время соискатели в резюме и на собеседовании часто избегают слова “бакалавр”, делая акцент на высшем образовании.

— В этих случаях они руководствуются соображением о том, что степень бакалавра подразумевает возможность получить степень магистра, которая, может показаться будущему начальнику, была упущена. Поэтому острых вопросов от hr-менеджера стремятся избежать.

Компании ценят знания и опыт сотрудника, которого они принимают на работу. И порой строчка “магистратура” может сыграть решающую роль в выборе одного из двух претендентов.

Нельзя также отрицать, что для многих профессиональных областей (в особенности для сферы маркетинга и журналистики) важнее два года практического опыта, чем два года, проведенных на лекциях.

Едва ли эта ситуация изменится в ближайшее время.

Хотя для сфер деятельности, где необходимы фундаментальные знания — экономики, юриспруденции, фармацевтики, психологии, — приоритетной должна стать степень магистра.

Источник: https://www.hse.ru/news/1163613/7466266.html

Общая информация об обучении в аспирантуре *

Сколько лет учатся в аспирантуре после магистратуры

Успешно окончив магистратуру некоторые студенты не заканчивают обучение. Учащиеся идут дальше и поступают непосредственно в аспирантуру.

Это позволяет изучать свою профессию более глубоко и по итогу получить по ней научную степень. В чем же заключаются главные особенности обучения в аспирантуре, поговорим в данной статье.

Каким образом проходит обучение в аспирантуре?

Сравнивая бакалавриат или магистратуру с аспирантурой, в первых двух случаях подразумевается, что студент посещает лекционные и практические занятия (семинары) для обучения.

С аспирантурой же все иначе. Здесь у аспиранта не выйдет прогуливать занятия, сдавать аттестационные испытания на удовлетворительную оценку или просто получать хорошие оценки автоматом.

Ведь конечной целью обучения является приобретение ученной степени, заработать которую можно только упорно трудясь.

По этой причине аспирантуру иногда приравнивают к самостоятельной форме обучения. Студент добывает знания сам, при этом руководит этим преподаватель.

Чтобы приобрести степень кандидата наук аспирант обязан проводить собственные научные исследования. По итогу этих исследований в конце обучения аспирант должен написать кандидатскую работу.

Занимаясь такой научной работой, аспирант учиться анализировать информационные материалы по разным критериям оценки, а не просто воспринимать информацию.

Какие формы обучения возможны в аспирантуре?

Магистрант, который хочет продолжить обучение в ВУЗе может непосредственно поступить в аспирантуру на выбранную форму обучения.

Допустимы 3 таких формы:

  • соискательство;
  • очная форма;
  • заочная форма.

Заметим, что как правило студенты выбирают заочную форму обучения. Благодаря ей, человек может совмещать учебу и работу. Ведь обучение в аспирантуре подразумевает финансовые затраты, и без работы тут никак.

Очную форму обучения (дневную) выбирают те студенты, которые хотят связать свой жизненный путь с научной деятельностью и в дальнейшем преподавать в ВУЗе.

Так очная форма позволит уделять много времени непосредственно науке и исследованиям, больше консультироваться у научного руководителя.

А вот на заочной форме обучения данные достоинства заметно ограничены. Если же у студента появилась какая-то рабочая занятость, то ему придется переводиться на заочную форму.

Соискательство же не подразумевает под собой вступительные экзамены и регулярное посещение ВУЗа.

В этом случае аспиранта просто прикрепляют к нужной кафедре. Диссертацию он пишет самостоятельно, и подготавливается к экзаменам тоже.

Сколько длится обучение и чем в это время занимается аспирант?

Сколько длится обучение в аспирантуре зависит от формы обучения. На очной форме обучения этот процесс занимает 3 года. На заочной же форме это время увеличивается до 4 лет.

Помимо того, что аспирант обязан заниматься исследовательской деятельностью, он еще должен вести преподавательскую деятельность.

В год продолжительность лекций, которые проводит аспирант, должна составлять не менее 50 академических часов. В разных ВУЗах эта цифра варьируется.

Если говорить об особенностях кандидатской работы, то перед ее началом студент выбирает тему аспирантской работы.

Далее он изучает теоретические материалы других научных деятелей, сам выполняет исследование и уже на основе полученных данных выявляет результаты и оригинальные выводы.

Кроме того, начинающий ученый должен обязательно проходить аттестационный контроль. Он подразумевает под собой сдачу 3-х кандидатских экзаменов.

В чем заключаются преимущества обучения в аспирантуре?

Большое количество молодежи спешит поскорее закончить обучение и отправиться на работу. Для многих научно-исследовательская деятельность проста не интересна и скучна.

Отказываясь от такой возможности, студент отказывается от некоторых преимуществ аспирантуры:

  1. Возможности получить высокооплачиваемую работу, ведь такие специалисты ценятся выше.
  2. Отсрочки от армии для студентов мужского пола очной формы обучения (на заочной форме отсрочка не предоставляется).
  3. Возможности непосредственно принимать участие в секретных научных экспериментах.
  4. Возможности получить отпуск, а после этого восстановиться в ВУЗе на аспирантуре.

Как проходит поступление в аспирантуру?

Приступить к научной работе в выбранном университете может только тот студент, который закончил бакалавриат или магистратуру.

К тому же при поступлении студент обязан пройти вступительные испытания:

  1. Профильный предмет по той специальности, по которой хочет обучаться.
  2. Философия.
  3. Иностранный язык (английский или немецкий).

Помимо экзаменов, студент поступающий в аспирантуру должен заполнить заявление на имя ректора, а также взять письменной соглашение от научного руководителя.

Если у студента есть данное соглашение, он может выполнять кандидатскую работу по той теме, которая связанна со специальностью кафедры.

Когда студент поступает на заочную форму обучения, к вышеперечисленным документам ему необходимо будет приложить копию трудовой книжки.

Сколько же стоит обучение в аспирантуре?

Конечно, студент имеет возможность поступить на выбранный факультет аспирантуры по бюджетной форме обучения.

Однако у некоторых так не получается. Ведь конкурс на поступление в аспирантуру почти всегда высокий. В некоторых ВУЗах вообще нет бюджетных мест.

Сколько же стоит обучение? Назвать точную сумму невозможно. Ведь она зависит от конкретного ВУЗа и региона. В среднем стоимость обучения в аспирантуре колеблется от 60 до 355 тысяч рублей.

В конце отметим, что аспирантура является одним из средств развития современной науки. Ведь каждый студент в ходе исследований и научной работы может сделать открытие, которое потом потрясет научный мир.

Источник: https://disshelp.ru/blog/obshhaya-informatsiya-ob-obuchenii-v-aspiranture/

Что такое аспирантура, магистратура, бакалавриат

Сколько лет учатся в аспирантуре после магистратуры

Высшее образование в Российской Федерации разработано в соответствии с положениями Болонского процесса и подразделяется на отдельные уровни.

Поговорим сегодня об этих уровнях и попытаемся понять, чем же они отличаются.

Уровень первый

Бакалавриат сам по себе является системой предоставления студенту полноценного высшего образования. Поступить на бакалавриат можно имея за плечами общее среднее образование либо среднее профессиональное.

Срок обучения стандартен – это четыре года, за период которых студенту предоставляется возможность получить общую фундаментальную базу знаний и навыков.

В качестве подведения итогов обучения на данном уровне студенты осуществляют защиту своей работы, позволяющей подтвердить полученный уровень знаний, после чего им выдают диплом соответствующего образца, в котором оговорена одна из квалификаций – прикладного бакалавра либо академического бакалавра.

Получение такого документа предоставляет возможность трудоустроиться по полученной профессии, либо далее обучаться в магистратуре.

Третий уровень

На этом уровне существует несколько видов подготовки кадров, один из них аспирантура.

Аспирантура – это вид подготовки специалистов, которые впоследствии будут заниматься как научно-исследовательской деятельностью, так и преподаванием в высших учебных заведениях страны.

В аспирантуре имеют возможность учиться специалисты и магистры, тут все зависит от выбранного направления деятельности, поскольку не все специальности имеют магистратуру и выпускники специалитета могут сразу поступать в аспирантуру.

Кроме практической деятельности аспирантам дают знания необходимые для ведения исследовательской и научной деятельности, педагогической деятельности.

Аспирант сам осуществляет выбор желаемого направления, ищет интересующую его тему для написания диссертационной работы.

Обучение в аспирантуре довольно длительное, как правило, до трех лет, а в заочной форме обучение – до четырех.

В дипломе будет проставлена отметка квалификационного уровня «преподаватель-исследователь» либо просто «Исследователь». Выпускник получает соответствующую научную степень – кандидата наук. Эта степень позволит ему впоследствии получить степень доктора наук, при условии создания определенных работ и проведения научной деятельности необходимого уровня.

В некоторых видах учебных заведений существуют собственные аналоги аспирантуры, как правило, это касается вузов медицинских, дающих военную подготовку и др. Приведем несколько примеров:

Адъюнктура – характерна для вузов, готовящих кадры для МВД, Министерства обороны.

Ординатура – финальный этап получения образования в различных направлениях медицины и фармацевтики, длящийся два года. В программе ординатуры глубокое изучение медицинских предметов, сочетающихся с параллельной практикой в медучреждениях.

В этот период ординаторы получают богатый опыт работы по выбранному направлению. Выпускники получают возможность работать с различных медицинских заведениях.

Ассистентура-стажировка – данный вид высшего образовательного этапа характерен для специалистов, связавших профессию с миром искусства, то есть творческо-исполнительских специальностей. Обучение осуществляется в двухлетний срок и проходит индивидуально, по плану, разработанному под каждого студента специально.

Студент прикреплен к одному или нескольким руководителям и является, по сути, стажером. Итоговая работа творческая, может выглядеть как концерт, выставка, кинофильм и т.д. В дипломе будет прописана квалификация, например, «Артист высшей квалификации.

Преподаватель творческих дисциплин в высшей школе». Выпускник ассистентуры-стажировки вправе преподавать и работать по специальности.

Источник: https://askonline.ru/chto-takoe-aspirantura-magistratura-bakalavriat/

От абитуриента до аспиранта — Молодой ученый

Сколько лет учатся в аспирантуре после магистратуры

Пожалуй, ни одна ступень образования в России не претерпела таких колоссальных изменений за последние десятилетия, как высшее и послевузовское образование. Современные студенты проходят путь от абитуриента до аспиранта совсем иначе, чем это делали каких-то лет 20 назад. Что их ждет на этом пути, разбирается журнал «Молодой ученый».

Также рекомендуем: Уровни образования в России

Структура высшего образования в России

Несмотря на то, что двухуровневая система высшего образования (бакалавриат + магистратура) официально принята в России с 2009 года, а фактически в ряде вузов существует с середины 1990-х, она до сих пор вызывает массу вопросов и недопониманий.

Мы свели основные сведения о ступенях образования в следующую таблицу.

СтупеньКвалификация/
Степень
Срок обученияТребования для присвоения квалификацииГде можно продолжить обучение
Высшее образование
Бакалавриат Бакалавр Не менее 4 лет Госэкзамены и выпускная квалификационная работа Магистратура
Специалитет Дипломированный специалист / Специалист Не менее 5 лет Госэкзамены и защита дипломной работы или дипломного проекта Магистратура или аспирантура
Магистратура Магистр 2 года Защита магистерской диссертации Аспирантура
Аспирантура

Адъюнктура

Исследователь. Преподаватель-исследователь / Кандидат наук (после защиты кандидатской диссертации) Не более 3 лет по очной форме и 4 лет по заочной (для ряда специальностей 4 и 5 лет соответственно) Кандидатский минимум (специальность, философия и иностранный язык), ВКР и защита кандидатской диссертации Докторантура
Подготовка научных кадров
Докторантура Доктор наук Не более 3 лет Защита докторской диссертации

Введение двухуровневой системы связано с присоединением России в сентябре 2003 года к Болонскому процессу, который сегодня объединяет 48 стран. Но в ряде профильных вузов сохранилась и традиционная, пятилетняя программа подготовки специалистов. Это те вузы, которые смогли доказать, что за 4 года бакалавриата невозможно подготовить квалифицированного специалиста.

Параллельное существование двух разных системы высшего образования часто порождает вопросы: чем отличается бакалавр от специалиста? а специалист от магистра? что считать вторым высшим образованием, а что — первым?

Бакалавр — это недоучившийся специалист?

Нередко можно услышать вопрос, кто лучше — бакалавр или специалист. Распространено мнение о том, что бакалавр — это недоучившийся специалист. Часто, основываясь на сроке обучения, полагают, что бакалавриат не является законченным высшим образованием. И даже при приеме на работу могут предпочесть кандидата с дипломом специалиста человеку с дипломом бакалавра.

Но это заблуждение. Квалификация бакалавра свидетельствует о получении базового высшего образования. Диплом бакалавра наравне с дипломом специалиста дает возможность заниматься профессиональной деятельностью и получить должность, для которой требуется высшее образование.

Разница в обучении заключается в том, что бакалавр все 4 года изучает предметы широкого профиля по выбранному направлению, специалист же с третьего года обучения выбирает какой-нибудь профиль (специализацию), который и будет отражен в его дипломе.

Если бакалавр захочет получить более углубленное и узкопрофильное образование, если в дальнейшем он хочет связать свою жизнь с наукой или выше продвинуться по карьерной лестнице, он может продолжить учиться в магистратуре — на бюджетной основе и с правом на отсрочку от призыва в армию. С дипломом специалиста стать магистром можно только на платной основе — это будет считаться получением второго высшего.

Однако специалист специалисту рознь. Так называемый «дипломированный специалист» может поступить в магистратуру на бюджет — для него это не будет считаться вторым высшим образованием (п. 15 ст. 108 закона «Об образовании»).

Как различить корочки специалиста и дипломированного специалиста? Все, кто поступал в вуз до 1 января 2011 года, считаются «дипломированными специалистами». В графе диплома «Квалификация (степень)» у них написано: «Физик», «Математик», «Историк» и т. д. Специалисты же в соответствующей графе имеют запись «Специалист».

В настоящее время вузы ведут подготовку только по программам подготовки специалистов, после окончания которой поступить в магистратуру можно только на платной основе.

Диплом бакалавра, так же как и диплом магистра, признается во многих странах, где принята аналогичная двухуровневая система. Зато специалист может сразу поступить в аспирантуру, а также заняться научной или преподавательской деятельностью в вузе — бакалавру такие права не даны.

Магистр против специалиста

Магистр, как и специалист может заниматься научной деятельностью, преподавать в вузах, а также продолжить обучение в аспирантуре.

В чем же тогда разница между специалистом и магистром? Первая и самая главная заключается в том, что магистров готовят к дальнейшей научно-исследовательской работе, а специалистов — к профессиональной деятельности. Магистры получают более глубокие профессиональные знания и навыки, дающие им преимущества перед специалистами.

Для получения диплома специалиста требуется меньше времени и усилий: поступив в вуз один раз, через 5 лет выпускники получают заветную корочку.

В магистратуру на бюджет принимают на конкурсной основе уже после окончания бакалавриата. Для поступления в магистратуру требуется сдать комплексный междисциплинарный экзамен.

Магистратуры по выбранному направлению подготовки есть не в каждом вузе, но с дипломом бакалавра можно поступить в магистратуру другого вуза — здесь нет ограничений. Можно даже сменить направление, если вдруг понял, что интересы изменились. Чтобы получить диплом магистра, требуется уже как минимум 6 лет: не менее 4 лет бакалавриата плюс 2 года магистратуры.

К слову, о дипломах. Несмотря на то, что обучение и специалиста (с третьего года), и магистра предусматривает специализацию, предполагается, что они должны различаться присвоенной квалификацией.

Например, если в дипломе специалиста будет указана широкая квалификация «Психолог», то в дипломе магистра — более узкая специализация: «Психологическое консультирование в образовании», «Семейный консультант и психоаналитик», «Клиническая психология».

Специалист получит квалификацию «Физика», а магистр — «Ядерные физика и технологии», «Техническая физика», «Радиофизика», «Электромеханика» и т. п. Хотя на деле можно встретить магистра с широкой квалификацией, такой как «Педагогическое образование», «История», «Экономика».

Это лишний раз свидетельствует о том, что критерии присвоения степеней еще до конца не разработаны.

Аспирантура — третья ступень высшего образования

Реформирование образовательной системы затронуло и последующие ступени образования.

Если еще недавно аспирантура считалась послевузовским образованием, то вступивший в силу 1 января 2013 года закон «Об образовании» сделал аспирантуру третьей ступенью высшего образования, которая реализует программу подготовки научно-педагогических кадров.

Срок обучения в аспирантуре, как правило, составляет 3 года в очной форме и 4 — в заочной. Приказом Минобрнауки от 12 августа 2011 года № 2202 были утверждены специальности технических и естественнонаучных отраслей наук, срок обучения для которых в аспирантуре и адъюнктуре может составлять 4 и 5 лет соответственно.

Раньше аспирант был нацелен на защиту кандидатской диссертации и получение степени кандидата наук.

Теперь же времени на подготовку диссертации в аспирантуре отведено гораздо меньше за счет введения обязательных учебных занятий, а защита диссертация становится необязательной опцией.

В результате, по словам главы ВАК Владимира Филиппова, диссертации защищают лишь 25–30% закончивших аспирантуру.

Единых для всех вузов и научных институтов требований к поступлению в аспирантуру больше нет. То, какие экзамены сдают поступающие в аспирантуру, решают сами учебные заведения: если раньше их было три, то с 2017 года их может быть и меньше.

Также рекомендуем: Как поступить в аспирантуру

Вузы самостоятельно определяют не только количество и перечень экзаменов, но и шкалу оценивания и проходной балл.

Дополнительные баллы можно получить за личные достижения: патенты, публикации, участие в научных мероприятиях и конкурсах.

Эти баллы складываются с баллами, полученными на экзаменах, либо могут учитываться вместо них. То есть вступительный экзамен может быть заменен конкурсом портфолио.

В 2017 году также впервые выданы дипломы об окончании аспирантуры, которые свидетельствуют об «освоении программы подготовки научно-педагогических кадров» по определенному направлению и о присвоении квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь».

Что касается докторантуры, то с 2013 года она полностью стала формой подготовки научных кадров, а не послевузовской подготовки.

Итак, реформирование системы высшего образования России привело к параллельному существованию двух систем: традиционной пятилетней подготовки квалифицированных специалистов и двухуровневой, по европейскому образцу, состоящей из бакалавриата и магистратуры. Также заметно изменились функции аспирантуры, которая теперь встроена в общую систему высшего образования и направлена на подготовку научно-педагогических кадров. Меньше всего реформа затронула докторантуру, которая в целом сохранила свои функции.

Источник: https://moluch.ru/information/ot-abiturienta-do-aspiranta/

Адвокат Фомин