Кас прекращение производства по делу

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации

Кас прекращение производства по делу

Ермачева Елена Витальевна — Адвокат

С 15 сентября 2015 года, за исключением отдельных положений, введен в действие новый кодекс — Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации.

Положения Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, касающиеся возможности сторон подать документы в суд в электронной форме посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в соответствии с Федеральным законом от 08.03.2015 г. № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» вводятся в действие с 15 сентября 2016 года.

В настоящей статье будут рассмотрены особенности Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ), его отличие от Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ), а также от Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ).

Категории дел, подлежащих рассмотрению в соответствии с КАС РФ

КАС РФ регулирует порядок рассмотрения Верховным судом Российской Федерации и судами общей юрисдикции (далее вместе — суды) административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Согласно части 2 стати 1 КАС РФ суды рассматривают и разрешают в порядке КАС РФ следующие подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела:

1) об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части;

2) об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

3) об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций;

4) об оспаривании решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей;

5) об оспаривании решений, действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи;

6) о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

7) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок.

Согласно части 3 стати 1 КАС РФ суды рассматривают и разрешают в порядке КАС РФ следующие административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела:

1) о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра;

2) о прекращении деятельности средств массовой информации;

3) о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц;

4) о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, либо принимаемых Российской Федерацией иностранного гражданина или лица без гражданства, переданных иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, в предназначенное для этого специальное учреждение, предусмотренное федеральным законом, регулирующим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, и о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении;

5) об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений;

6) о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке;

7) о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке;

8) иные административные дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке.

Таким образом, к административным делам, подлежащим рассмотрению с 15 сентября 2015 года по правилам КАС РФ, отнесены также дела, которые ранее рассматривались согласно ГПК РФ в порядке искового, приказного или особого производства.

Так, дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, дела о прекращении деятельности СМИ ранее рассматривались в соответствии с ГПК РФ в порядке искового производства.

Ещё одним примером являются дела о взыскании налогов и иных обязательных платежей с физических лиц в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Ранее, если налоги и обязательные платежи взыскивались с граждан, которые не являются индивидуальными предпринимателями, налоговые органы согласно НК РФ и ГПК РФ, в случае отсутствия спора о праве, вправе были обратиться в суд общей юрисдикции для выдачи судебного приказа.

В установленном КАС РФ порядке не подлежат рассмотрению дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции.

Положения КАС РФ не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях, а также на производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации .

Отдельно следует отметить, что по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части согласно правилам КАС РФ оспаривать можно только нормативный правовой акт, который на момент рассмотрения является действующим.

Если нормативный правовой акт на день подачи административного искового заявления еще не вступил в силу, то судья возвращает это заявление. Если же срок акта истек, то судья отказывает в принятии заявления.

Ранее, при оспаривании нормативных правовых актов в порядке ГПК РФ, суды отказывали в принятии заявления в обоих случаях.

В ситуации, когда недействующим признается нормативный правовой акт более высокой юридической силы, нормативные акты меньшей юридической силы не могут применяться, если воспроизводят содержание указанного акта, основаны на нем и вытекают из него. В этом случае акты меньшей юридической силы можно оспорить согласно КАС РФ в упрощенном порядке, так как нет необходимости доказывать их незаконность.

Особенности судебного процесса в соответствии с КАС РФ

В целом КАС РФ повторяет положения глав 23, 24, 25 раздела III ГПК РФ «Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений», которые утратили силу с 15 сентября 2015 года в связи с введением в действия КАС РФ.

Некоторые процессуальные правила в КАС РФ заимствованы из АПК РФ.

Однако КАС РФ содержит и совершенно новые положения. Рассмотрим их.

1. Срок обращения в суд для основной категории дел, подлежащих рассмотрению в порядке КАС РФ, остался прежним и составляет три месяца со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 1 ст. 219 КАС РФ).

Исключение составляют лишь категории дел, указанные в частях 2-4 статьи 219 КАС РФ, административные исковые заявления по которым должны быть поданы в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов или со дня принятия оспариваемого решения.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд, как и прежде, является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

2. В КАС РФ установлен сокращенный срок принятия административного искового заявления к производству. Этот срок составляет 3 дня с момента его поступления в суд. Ранее для подобных дел специального срока принятия заявления к производству не было, поэтому применялся общий 5-дневный срок.

3. Общие сроки рассмотрения административных дел в порядке КАС РФ для судов общей юрисдикции увеличены с 10 дней до 2-х месяцев, для Верховного суда РФ — с 2-х месяцев до 3-х месяцев. По сложным административным делам указанные сроки могут быть продлены председателем суда, но не более чем на один месяц.

Административные дела об оспаривании отдельных решений, действий (бездействий) органов, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями рассматриваются в порядке КАС РФ в те же сроки, что и прежде — в течение десяти дней со дня поступления административного искового заявления в суд (ст. 226 КАС РФ).

4. В КАС РФ введены новые термины: вместо заявителя и заинтересованных лиц теперь сторонами по делу являются «административный истец» и «административный ответчик», а заявление именуется «административное исковое заявление».

5. Закрепляется возможность извещать и вызывать участвующих в деле лиц, свидетелей, экспертов, специалистов и переводчиков (при наличии согласия) путем отправки им СМС-сообщениями или направления извещения или вызова по электронной почте, если у суда имеется расписка от данных лиц с указанием номера телефона или адреса электронной почты (ч. 1 ст. 96 КАС РФ).

Источник: https://www.gestion.ru/news/articles/kodeks-administrativnogo-sudoproizvodstva-rossiyskoy-federatsii/

Ходатайство о прекращении производства по административному делу

Кас прекращение производства по делу

Кас рф: кто имеет право подавать ходатайство?

Основания для прекращения административного судопроизводства

Ходатайство по КАС РФ-образец

Кас рф: кто имеет право подавать ходатайство?

Заявлять ходатайства в рамках процесса административного судопроизводства (отметим, что в настоящей статье речь пойдет именно о судопроизводстве, связанном с публичными правоотношениями) могут все участники процесса (ст. 45 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее по тексту — КАС РФ)), а именно:

  • стороны (т.е. адм. истец и ответчик);
  • представители сторон;
  • заинтересованные лица;
  • прокурор;
  • органы, организации и прочие субъекты, обратившиеся в суд за защитой публичных прав и законных интересов.

Обратите внимание! Истец правомочен на отказ от иска (п. 2 ст. 46 КАС РФ), что само по себе выступает основанием для прекращения адм. судопроизводства (п. 3 ст. 157, подп. 3 п. 1 ст. 194 КАС РФ), при условии, что отказ от подобного иска допускается по закону.

Все прочие участники процесса также имеют право представить ходатайство о прекращении адм. производства, в котором обязательно должны быть изложены к тому основания.

Основания для прекращения административного судопроизводства 

Основаниями для прекращения производства в рассматриваемом случае являются следующие обстоятельства (ст. 194 КАС РФ):

  • дело не подлежит рассмотрению в порядке КАС РФ;
  • существует обретшее законную силу решение суда по спору между теми же сторонами, по тому же предмету и по тем же основаниям;
  • существует получившую законную силу судебное определение о прекращении судопроизводства по спору между теми же сторонами и по тому же делу в связи с тем, что истец отказался от иска или было утверждено мировое;
  • имеется получившее законную силу судебное определение об отказе в принятии иска в рамках КАС РФ;
  • истец произвел отказ от иска, что было принято судьей;
  • имеется составленное и утвержденное судом мировое соглашение между сторонами;
  • смерть физлица, выступавшего стороной по делу в рамках КАС РФ при условии, что данное дело не предусматривает правопреемства;
  • завершенный процесс ликвидации организации, выступавшей стороной по адм.делу при условии, что публичное правоотношение не предполагает возможности правопреемства;
  • оспариваемый истцом правовой акт отменен или пересмотрен, в связи с чем перестал затрагивать законные права и интересы истца.

Перечисленные основания могут быть указаны соответствующими лицами в ходатайствах о прекращении производства. При этом текст ходатайства должен содержать ссылки на конкретные нормы, факты и материалы, доказывающие основания, на которые податель ходатайства ссылается.

Ходатайство по КАС РФ-образец 

Важно! Ходатайство в рамках процесса адм. судопроизводства может быть представлено как в письменной, так и в устной форме (подп. 9 п. 3 ст. 205 КАС РФ) — см. также нашу статью «Когда возможно устное ходатайство в суде (нюансы)?».

При этом содержание самого ходатайства кодексом не регламентировано, поэтому оно может быть составлено в произвольной форме с указанием всех значимых для данного типа документов сведений, а именно:

  • наименование суда, ф.и.о. и шифр судьи;
  • информация о сторонах процесса;
  • реквизиты дела: номер и дата;
  • сущность представленных истцом требований;
  • основания, по которым административное дело должны быть прекращено;
  • ссылка на нормы закона, факты или обстоятельства, на которых податель ходатайства основывает свою точку зрения;
  • сформулированная просьба к суду о прекращении по вышеуказанным основаниям производства по данному административном делу;
  • приложения к ходатайству (например, доверенность на представителя, документация, подтверждающая приводимые подателем ходатайства доводы и др.);
  • дата составления ходатайства;
  • подпись подателя ходатайства.

Скачать шаблон, на основе которого может быть составлено подобное ходатайство, можно ниже по ссылке: Ходатайство о прекращении производства по административному делу — образец.

Такое ходатайство может быть представлено:

  • непосредственно в судебном заседании;
  • направлено по почте;
  • через канцелярию суда. 

***

Итак, ходатайство о прекращении административного дела может быть представлено суду любым из участников процесса. При этом такое прошение может быть как оформлено в письменном виде, так и заявлено устно. ходатайства не регламентировано КАС РФ, поэтому оно может быть составлено в свободной форме с указанием всех значимых для данного типа документов атрибутов.

Источник: https://rusjurist.ru/proizvodstvo_po_kas_rf/hodatajstvo_o_prekrashchenii_proizvodstva_po_administrativnomu_delu/

Анастасия Василенко прокомментировала определение Конституционного Суда о применении норм КАС, регулирующих прекращение производства по административному делу

Кас прекращение производства по делу

2 августа, 2017

Источник: Новая Адвокатская газета

Мнения экспертов разделились: двое отметили, что решение КС РФ обязывает суды рассматривать каждое административное дело конкретно в соответствии с его особенностями, однако третий эксперт считает, что Суд указал на то, что дело подлежит прекращению без учета прав, нарушенных ранее действовавшим правовым актом.

Из определения КС РФ следует: заявитель в своей жалобе просил признать ч. 2 ст. 194 и ч. 2 ст. 225 Кодекса административного судопроизводства РФ не соответствующими Конституции РФ, поскольку они нарушают его право на судебную защиту.

Заявитель сделал такой вывод на том основании, что указанные нормы позволяют суду прекращать производство по административному делу в случае, когда оспариваемый правовой акт пересматривается или отменяется органом, не имеющим на то полномочий.

Ранее решением суда общей юрисдикции по требованию заявителя признано незаконным решение Комиссии по размещению нестационарных торговых объектов на территории городского округа в части отказа заявителю в согласовании срока размещения нестационарного торгового объекта.

Вышестоящий суд, рассмотрев апелляционную жалобу администрации муниципального образования, отменил решение суда первой инстанции и прекратил производство по административному делу на том основании, что оспариваемое решение комиссии, по сути, утратило силу, поскольку впоследствии данным органом, действующим в пределах своих полномочий, было принято решение исключить спорный объект из схемы размещения нестационарных торговых объектов, так как он в нарушение нормативных предписаний располагался в границах сооружения гражданской обороны.

Кроме того, вышестоящий суд дополнительно отметил, что административный истец утратил статус индивидуального предпринимателя, в связи с чем решение, связанное с неразмещением нестационарного торгового объекта, его прав не нарушает.

КС РФ не нашел оснований для рассмотрения жалобы, сославшись на ч. 3 ст. 195 КАС РФ, согласно которой установление в каждом конкретном случае наличия оснований для прекращения производства по делу – исключительная прерогатива суда, принимающего решение, которая вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является проявлением его дискреционных полномочий.

«Важно отметить, что Конституционный Суд вновь и вновь призывает суды не действовать формально, а, руководствуясь законом, применять его логично и обоснованно, имея цель защитить права и найти баланс интересов, в том числе и в публичных отношениях», – заключила Анастасия Василенко

Адвокат АП Вологодской области Илья Трайнин также отметил, что в определении Суд в очередной раз указал на то, что суды при рассмотрении дел и при принятии решений не должны проявлять формальный подход и руководствоваться формальными соображениями, отстраняясь от принятия решений в административных спорах, прикрываясь общими нормами законодательства.

«Определение обязывает суды рассматривать каждое дело конкретно в соответствии с его особенностями.

Но Конституционный Суд указал на это не в первый раз и, на мой взгляд, слишком мягко, отводя главную роль в решении подобных вопросов судейскому усмотрению», – подчеркнул эксперт.

Он добавил, что после этого определения должно быть меньше случаев самоустранения судов от решения по непонятным или «неудобным» для них проблемам через использование формального предлога.

https://www.youtube.com/watch?v=74IuDq0EWeE

Старший юрист адвокатского бюро КИАП Дмитрий Калиниченко посмотрел на дело иначе. Он сообщил, что определение КС РФ еще раз подтвердило право суда на прекращение производства по административному делу, в случае если решение перестало затрагивать права и законные интересы административного истца, при этом указав, что суды должны соблюдать законные интересы заявителя.

Юрист также отметил, что в данном случае оспариваемый правовой акт не отменялся органом, его принявшим. Администрация МО в рамках своих компетенций приняла новое решение, которое повлияло на существо обстоятельств, послуживших прекращению затрагивания прав и свобод административного истца.

Дмитрий Калиниченко добавил, что у заявителя есть право на оспаривание определения суда о прекращении производства по административному делу путем подачи частной жалобы (ч. 3 ст. 195 КАС РФ).

«В случае, когда решение перестает затрагивать права заявителя, дело подлежит прекращению без учета нарушенных в период действия данного акта прав, свобод и законных интересов.

Это вполне логично, так как судебной защите подлежат только нарушенные права, свободы и законные интересы, а обстоятельства, которые повлияли на прекращение их нарушения, не имеют правового значения», – заключил Дмитрий Калиниченко.

Источник: http://artdelex.ru/rus/publications/anastasiya-vasilenko-prokommentirovala-opredelenie-konstitutsionnogo-suda-o-primenenii-norm-kas-reguliruyushchih-prekrashchenie-proizvodstva-po-administrativnomu-delu

Кас прекращение производства по делу

Кас прекращение производства по делу

Суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), нарушающих права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, если имеется вступившее в законную силу решение суда, принятое по административному иску о том же предмете;

3) если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом;

4) если стороны заключили соглашение о примирении и оно утверждено судом;

5) смерти гражданина, являвшегося стороной в административном деле, при условии, что спорное публичное правоотношение не допускает правопреемства;

6) если ликвидация организации, являвшейся стороной в административном деле, завершена при условии, что публичное правоотношение не допускает правопреемства.

2.

  • An error occurred.
  • Кас прекращение производства по делу
  • Кас рф: кто имеет право подавать ходатайство?
  • Прекращение производства по административному делу кас
  • Кас рф прекращение производства по делу
  • Прекращение производства по делу кас рф
  • Кас прекращение производства по административному делу
  • Ходатайство по КАС РФ-образец
  • Кас основания прекращения производства по делу

Ст. 194 КАС РФ

1. Если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае:

1) если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 настоящего Кодекса;

2) если имеется вступившее в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, определение суда о прекращении производства по этому административному делу в связи с принятием отказа административного истца от административного иска, утверждением соглашения о примирении сторон или определение суда об отказе в принятии административного искового заявления.

Кас рф: кто имеет право подавать ходатайство?

Основания для прекращения административного судопроизводства

Ходатайство по КАС РФ-образец

Прекращение производства по административному делу кас

Внимание

Статья 194 КАС РФ устанавливает основания для прекращения производства по административному делу. Так, суд прекращает производство по административному делу в случае:

1) если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным п.

1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ;

2) если имеется вступившее в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, определение суда о прекращении производства по этому административному делу в связи с принятием отказа административного истца от административного иска, утверждением соглашения о примирении сторон или определение суда об отказе в принятии административного искового заявления.

Кас рф прекращение производства по делу

3) если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом;

4) если стороны заключили соглашение о примирении и оно утверждено судом;

5) смерти гражданина, являвшегося стороной в административном деле, при условии, что спорное публичное правоотношение не допускает правопреемства;

6) если ликвидация организации, являвшейся стороной в административном деле, завершена при условии, что публичное правоотношение не допускает правопреемства.

Суд вправе прекратить производство по административному делу в случае, если оспариваемые нормативный правовой акт, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

Кроме этого, суд прекращает производство по административному делу в иных предусмотренных КАС РФ случаях.

В качестве примера можно привести положения ч.

Прекращение производства по делу кас рф

N 6.

Из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, содержащихся в п. 25 Постановления от 19.06.

2012 N 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», следует, что вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суду апелляционной инстанции при рассмотрении дела следует проверять наличие предусмотренных ч.

4 ст. 330 ГПК РФ безусловных оснований для отмены судебного постановления суда первой инстанции, а также оснований для прекращения производства по делу (ст. 220 ГПК РФ) или оставления заявления без рассмотрения (абз. 2 — 6 ст. 222 ГПК РФ)

Источник: http://advokat-sledstvie.ru/kas-prekrashhenie-proizvodstva-po-delu/

Адвокат Фомин